Ярославль претендует на статус столицы русского национального письма Выставка в Музее истории Ярославля работает на перспективу. В экспозиции «Торжество русского национального письма» (0+) – более ста работ 22 авторов – учеников Юрия Аруцева – основателя авторской школы каллиграфии, носящей его имя. Он был замечательным мастером-каллиграфом, педагогом, новатором и оставил задел, способный составить славу Ярославля. – Эта выставка приурочена к 70-летию Юрия Ивановича Аруцева, но задумывалась она более года назад еще им самим, – рассказывает заместитель директора Музея истории города Марина Соловьева. – Экспозиция разделена на семь разделов: «Русское парадное письмо», «Ярославская вязь», «Искусство монограммы», «Золотая подпись», «Каллиграфия в русской пейзажной фотографии», «Литературные панграммы» и «Каллиграммы». Представлено более ста каллиграфических работ учеников школы Аруцева, ставших мастерами письма. А еще здесь можно увидеть письменные принадлежности ХVIII-XX веков: перья, тушницы, письменные приборы, а также старинные прописи. Искусство каллиграфии известно с глубокой древности. В Поднебесной один из стилей красивого письма – чжуаньшу – существует почти в неизменном виде с VIII века до н. э., и в свое время каждый образованный человек считал необходимым для себя овладеть этим полезным навыком. Из Китая это искусство пришло в Японию и стало неотъемлемой частью национальной культуры. Не меньшее значение имели и на Руси стили письма, которые использовались для создания рукописей, переписывания книг, тиражирования важнейших документов: устав, полуустав, скоропись и вязь. – Именно Ярославль стал одним из центров возрождения интереса к русской каллиграфии как составной части национального культурно-исторического наследия. Причем этот интерес не остался уделом узкого круга ученых, а проник в массы и органично вписался в современную культуру России благодаря харизматичному Юрию Ивановичу Аруцеву – энтузиасту, исследователю, педагогу и пропагандисту, который изобрел современный вариант средневековой русской письменности – ярославскую вязь. Вязь – вид декоративного русского письма, в котором буквы соединяются между собой и образуют красивый орнамент, – отмечает Марина Сергеевна. Лишь порядка 10 процентов российских каллиграфов пишут вязью. Остальных прельщают готические шрифты, или японские иероглифы, или леттеринг (рисование букв в единой композиции), или спенсериан (американский стиль деловой переписки конца ХIХ – начала ХХ века). Абсолютное большинство наших соотечественников игнорируют глубокий пласт отечественной культуры. А вот ярославцы – наоборот. – Юрий Иванович создал новую систему письма вязью, – рассказывает куратор музея Русского национального письма Александр Золотарев. – Он увеличил высоту буквы (мачту) до 9 к 1, сделал письмо максимально плотным, без пустот, без излишних украшений. Ярославская вязь – простой орнаментальный стиль, в котором нет старославянских букв, вся графика построена на прямых линиях, и они легче читаются. Этот вид письма ребенок может освоить за один часовой урок, взрослому потребуется чуть больше времени. Главное – что это воспринимается не только как дань исторической традиции, но и как элемент обучения и технология создания ярких художественных образов. К примеру, молодой ярославский художник Александр Абросимов написал два портрета своего наставника… вязью – это графические работы и тексты одновременно. А еще он автор выполненных в той же манере изображений Николая Некрасова на стене библиотеки его имени, Анны Ахматовой, Сергея Есенина. Юрий Аруцев разработал и новый шрифт, названный в честь солнца русской поэзии «Александр Сергеевич Пушкин». А на основе этого шрифта возникло русское парадное письмо. Именно его мы видим в работах Юрия Ивановича, в цикле «Ожерелье русских городов». Название каждого из них – Ярославля, Великого Новгорода, Пскова, Смоленска, Санкт-Петербурга, Севастополя, Брянска, Старой Ладоги, Воронежа и других – украшено вензелями и соединено с изображением центрального собора города. 16 каллиграфических шедевров в этом ожерелье могут увидеть посетители выставки. Всего в этой серии должно быть 163 города, но мастер не успел завершить задуманное. Будем надеяться, что его дело продолжат ученики. Также экспозиция знакомит с искусством монограммы. Юрий Иванович создал 1 200 удивительных монограмм, воскресив забытое искусство и подняв его на новый уровень. А первой работой в жанре «Каллиграфия по русской пейзажной фотографии» стала репродукция знаменитой картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», в которую виртуозно вписана каллиграфическая надпись. Удивит зрителя и серия работ «Русский Север», в которых филигранно дополнены новыми средствами выразительности фотографии старейшего в России путешественника на парусном катамаране, фотохудожника Валерия Кушнарева – нашего земляка. Юрий Аруцев обучил более тысячи взрослых и детей красивому письму и подготовил 200 учителей каллиграфии. Он создал первый в России музей Русского национального письма. А начиналось все с держателя пера фирмы Johann Faber (1760 г.), которым писали шесть поколений ярославской семьи. Среди необычных экспонатов – писало, подобным которому писали на бересте еще в Х веке, ручка из иглы дикобраза, юбилейная перьевая ручка в виде первой ракеты – «Мечта» и много чего еще. В центре зала есть фотозона, где можно почувствовать себя учеником советской школы и сфотографироваться за классической партой Эрисмана с наклонной столешницей и прямой спинкой сиденья. Такая конструкция способствовала профилактике искривления позвоночника и нарушений зрения. 23 января, в Международный день почерка (который также называют Днем ручного письма), на выставке прошли мастер-классы, где можно было попробовать свои силы в письме тушью и остроконечным пером под руководством педагогов авторской школы. Нашлось немало желающих совершить экскурс в прошлое и самому изготовить тростниковую палочку для письма, гусиное перо и опробовать их на практике, а в завершение начертать несколько слов 3D- ручкой по перу чайки. Ярославль по праву может претендовать на статус столицы русского национального письма. – Именно здесь был найден памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Ярославская вязь, русское парадное письмо – это преемственность живой традиции, которая зародилась на Ярославской земле, – говорит куратор выставки Александр Золотарев. Это важно еще и по другой причине. Цифровой мир диктует переход школы на планшеты и цифровые доски, и многие родители в растерянности потому, что привычные к гаджетам дети не способны разборчиво писать, и некоторых учеников уже не допускают до контрольных из-за неразборчивого почерка. Школа Аруцева требует возврата чистописания в школьную программу. Фото Анны Соловьевой